вверх
ITL - индукционное освещение
8 800 333 58 80
круглосуточно
16.12.2013

Энергосбережение: мотивация для бизнеса

Энергосбережение — такой же предмет для бизнес-планирования, как и любой другой инвестиционный проект. Отличия заключаются в том, что часто первичной инвестицией являются не деньги, а воля руководства. И риски инвестиций в энергосбережение минимальны, поскольку потребителем результата является само предприятие. Последующие инвестиции в энергосбережение возможны за счет экономии от предыдущих мероприятий.

 

 

Если советское время энергия для предприятий поставлялась практически задаром, то в современных реалиях ее стоимость стала одной из основных составляющих себестоимости продукции. До сегодняшнего дня эту брешь удавалось закрывать за счет дешевой рабочей силы. Однако сейчас это делать становится все сложнее, потому что цена энергоресурсов стремительно растет, стремясь к среднемировому уровню, а понижать оплату труда бесконечно невозможно.

Труд приходится оплачивать на уровне, позволяющим покупать в магазинах необходимые товары, а они, в большинстве своем, импортные. Цены на товары у нас зачастую выше, чем в странах, откуда нам поставляются эти товары. Объективно, что заработная плата в России стремится к среднемировому уровню. Как же тогда обеспечивать конкурентоспособность? Снизить себестоимость за счет сокращения издержек. Но:

  • Сокращать зарплату уже трудно — скоро уже достигнем дна этой возможности. Более того, открытость экономики неизбежно заставит повышать уровень заработной платы.
  • Сокращать численность персонала невозможно без снижения объемов выпуска и качества продукции. В повышение эффективности работы персонала, оснащенность нужно вкладывать дополнительные средства и инвестиции. А где их взять при нестабильном рынке?
  • Налоги сократить не получится. Государству в кризис требуется много денег, и оно будет выжимать их из бизнеса.
  • Использовать дешевые и некачественные комплектующие и материалы опасно — перед глазами пример АвтоВАЗа, стремительно теряющего долю на рынке и выживающего на государственных субсидиях.
  • Отказаться от части прибыли? Как можно! Это лишить бизнес смысла.

Что делать? Ответ прост.

Нужно провести серьезный конструктивно-технологический анализ ресурсоемкости выпускаемой продукции. Наверняка найдутся возможности без ухудшения потребительских свойств и качества сократить ресурсоемкость.

Явно велики издержки на приобретение электрической энергии, тепла, топлива, воды, на водоотведение и канализацию. Не просто велики, а в 3-4 раза больше, чем на аналогичных производствах за рубежом. Это в среднем по стране. При грамотном подходе сократить долю энергозатрат в себестоимости можно без снижения объемов и качества выпускаемой продукции, а так же без существенных инвестиций.

Типовые проблемы повышения энергоэффективности

Приведу выводы предпринимателя, который занимается внедрением систем автоматизированного учета электроэнергии на предприятии. В этом бизнесе он с 2008 г.

  1. В составе себестоимости продукции резко возросла доля энергоносителей. На ряде предприятий расходы на электроэнергию и газ уступают только затратам на сырье и заработную плату.
  2. Руководители предприятия не обращают внимание на возможность энергосбережения и пытаются решить возникающие проблемы другими способами, вплоть до сокращения персонала и заработной платы.
  3. У руководства предприятий не проявляется воля к комплексному проведению работ по повышению энергоэффективности. Причины этого в неинформированности руководителей предприятий о формах и возможностях энергосбережения и в непонимании реальных перспектив предприятия при существующем энергоменеджменте, а вернее при его отсутствии.
  4. Как правило, деятельность по управлению энергопотреблением полностью доверяется главному энергетику. Главный энергетик — технический специалист, обеспечивающий работу оборудования, а не менеджер предприятия. Но управляют оборудованием люди не подчиненные главному энергетику. Поэтому получается, что управление людьми в сфере энегопользования выпадает из общей системы управления предприятием.
  5. Попытки нагрузить главного энергетика дополнительно управлением не подчиненным ему персоналом не приводят к успеху.
  6. Главный мотив для руководителя предприятия по организации энергосбережения — это не идея энергоэффективности, а деньги и выживание предприятия.
  7. Наилучшим образом подготовлены к организации работ по сокращению издержек энергопотребления антикризисные менеджеры.
  8. Управление энергопотреблением должно входить в общий контур управления предприятием. Данные об энергопотреблении можно использовать в качестве индикатора загруженности производства и персонала при соответствующей организации автоматизированного учета.
  9. Нерациональное и неорганизованное энергопотребление — характерная черта практически для всех предприятий на которых проводились работы по внедрению современных автоматизированных систем учета энергопотребления и по наведению порядка в энергопользовании.

Факты как комментарии

  • Практически на всех предприятиях, где внедрялись системы коммерческого и технологического учета энергопотребления, совместно с деятельностью по энегосбережению была получена существенная экономия, позволяющая повысить конкурентоспособность продукции. Например, минимальная экономия при переоснащении зданий составляет 30%, если проводить капитальный ремонт, то 50%.
  • Наведение порядка в энергопользовании вытягивало за собой наведение порядка в общем менеджменте и наоборот. Это повышало устойчивость бизнеса.
  • Выделение экономии в отдельную статью и запуск сэкономленных средств в реализацию новых проектов энергосбережения позволяет через 2-3 года использовать часть сэкономленных средств для модернизации производства и технологического обновления предприятия.
  • В большинстве случаев для старта процесса энергосбережения требуются не денежные вливания, а воля руководства для проведения организационных мероприятий. Это и даст необходимые деньги для проведения последующих работ.
  • Приобретая опыт реализации мероприятий повышения энергоэффективности, предприятия открывают для себя перспективный рынок энергосберегающей продукции и услуг.
  • Инвестирование средств в энергосбережение в 3-4 раза выгоднее инвестиций в увеличение энергопотребления. Через незначительный промежуток времени мероприятия повышения энергоэффективности становятся самоокупаемыми и прибыльными за счет получаемой экономии. Но экономию нужно накапливать и запускать в новые мероприятия повышения энергоэффективности.

Выводы

  • Ресурсосбережение является необходимым условием обеспечения конкурентоспособности продукции и выживания бизнеса в наших условиях. Люди тоже относятся к ресурсам. Это единственный ресурс, который обеспечивает прибыль. Нужно обучать и беречь обученных людей, заставлять их заниматься повышением эффективности энергопотребления, материалов и комплектующих в производстве.
  • Вновь разрабатываемая продукция и технологические процессы должны иметь меньшую энергоемкость и должны быть менее ресурсоемкими.
  • Инвестиции в эффективность значительно выгоднее инвестиций в простое наращивание производства.
  • В качестве источника внутренних инвестиций можно рассматривать получаемую экономию. Для этого сэкономленные средства должны выделяться на отдельный счет и использоваться для последующих мероприятий, дающих наибольшую экономию.
  • Деятельность по повышению энергоэффективности может стать отправной площадкой для модернизации и обновления основного производства, а так же для повышения эффективности работы персонала при исполнении основных производственных задач.
  • Энергоэффективность — такой же предмет для бизнес-планирования, как и любой другой инвестиционный проект.
  • Между вложением в прибыль и вложением в экономию с точки зрения экономики разницы нет. Просто экономия — менее затратный и более управляемый процесс, в основе которого лежит изменение взглядов руководителя на источники получения дополнительной прибыли;

Очень часто кризис-менеджеры показывают пример эффективного управления предприятием, когда вытаскивают его из ямы проблем. Значит обеспечить эффективную деятельность можно.Неужели сначала нужно довести дело до кризиса?

Автор: Коваль Сергей Петрович

Источник: Портал-Энерго http://portal-energo.ru/

  • 14 Фев 2017 Торговая марка «ITL» совместно с ООО "Энергосберегающая компания Бел" приняла участие на международной специализированной ...
  • 27 Дек 2016 Коллектив компании ITL поздравляет Вас с Новым Годом и Рождеством! В наступающем году хочется пожелать вам всего самого хорошего: ...
  • 22 Дек 2016 Поздравляем с профессиональным праздником всех работников энергетической промышленности! Желаем легких трудовых недель и ...